Дмитрий Сачков выступил с докладом на VII Петербургском международном юридическом форуме

В рамках третьего дня Форума состоялась сессия «Банковское сопровождение электронных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: опыт, проблемы и тенденции 2017 года», на которой обсуждались следующие вопросы:

• Банки и электронные торговые площадки: оптимальная коллаборационная модель перед лицом новых экономических задач.

• Банковское сопровождение электронных закупок как инструмент развития бизнеса.

• Как за счет банковского сопровождения привлечь инвестиции в реальный сектор экономики? Что нужно изменить в законодательстве для достижения этой цели?

• Проектное планирование затрат на предприятии: что может сделать электронная торговая площадка?

• Новые сервисы в электронных закупках: анализ рыночной конъюнктуры.

• Лучшие практики построения эффективной системы закупок и управления корпоративными затратами.

• Тенденции рынка электронных закупок в 2017 году: к чему мы придем через пять лет?

• Основные проблемы судебной практики и практики антимонопольных органов в электронных закупках.

• 44-ФЗ и 223-ФЗ: процедурный контроль или экономическая модель эффективности?

Председатель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга представил доклад по теме банковского сопровождения. Он отметил, что анализ практики осуществления закупок в Санкт-Петербурге выявил ряд проблем, связанных с недостаточностью правового регулирования вопросов предоставления банковских гарантий и осуществления банковского сопровождения. Так, положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующие вопросы предоставления банковских гарантий и осуществления банковского сопровождения, а также постановление Правительства Российской Федерации № 1005 и постановление № 963 не содержат норм, обеспечивающих взаимосвязь между банковской гарантией, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке (далее – банковская гарантия № 1), банковской гарантией, предоставляемой в качестве обеспечения контракта (далее – банковская гарантия № 2) и банковским сопровождением.

На практике это приводит к тому, что выдача банковской гарантии № 1, банковской гарантии № 2 и банковское сопровождение осуществляются разными банками. По мнению Дмитрия Сачкова, все указанные процедуры должны происходить через один банк. И он должен быть не просто «кассиром», а оценщиком рисков. То есть, в рамках банковского сопровождения банк оценивает экономические показатели исполнения контракта со стороны поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании технико-экономического обоснования сделки, которое было представлено поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в банк на этапе получения банковской гарантии. Реализация функции оценщика рисков возможна при условии, когда банковская гарантия, выданная в качестве обеспечения заявки участника процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика) будет связана с банковской гарантией, выданной в качестве обеспечения исполнения контракта, а также с договором о банковском сопровождении контракта. Первая и вторая банковские гарантии связаны между собой отлагательным условием, изложенным в пункте 6 части 2 статьи 45 Закона № 44-ФЗ. Согласно данному условию, по мнению Комитета, банк обязуется предоставить банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта, если принципал станет победителем конкурса. Вторая банковская гарантия связана с банковским сопровождением пунктом 10 Правил осуществления банковского сопровождения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 963, где сказано, что банковское сопровождение осуществляется тем банком, с которым у поставщика заключен договор о предоставлении банковской гарантии по сопровождаемому контракту (если банк не отказался от его заключения).

Результатом такого «сквозного» сопровождения контракта (от стадии подачи заявления на выдачу банковской гарантии до исполнения контракта) является: 1. Снижение рисков банка, связанных с оплатой по банковской гарантии, по кредиту. 2. Снижение рисков заказчика посредством того, что банк своевременно предоставляет информацию заказчику об угрозе ненадлежащего исполнения контракта. 3. Снижение стоимости банковской гарантии и банковского сопровождения для поставщика (исполнителя, подрядчика).

Справка о Петербургском международном юридическом форуме (http://www.spblegalforum.ru/ru/About_Forum)

Петербургский Международный Юридический Форум (ПМЮФ) проводится с 2011 года, организатором Форума выступает Министерство юстиции при поддержке Президента Российской Федерации. Форум является первой и уникальной площадкой для общения высших должностных лиц государств, представителей международного юридического сообщества, экспертов в области права и международных отношений, руководителей юридических департаментов крупнейших компаний. Ключевая миссия Петербургского Международного Юридического Форума — продвижение идей модернизации права в условиях глобальных изменений. Гостями Форума в 2017 году стали свыше 3000 участников из 79 стран мира - России, Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Вьетнама, Германии, Испании, Италии, Китая, Нидерландов, Португалии, Японии и других. Деловые мероприятия Форума посетили 79 иностранных делегаций, возглавляемых Министрами Юстиции, Председателями Конституционных Судов, Руководителями профильных международных ассоциаций. Деловая программа Форума включала в себя 111 мероприятий. На дискуссионных сессиях выступили более 500 спикеров. Среди выступавших – выдающиеся профессионалы, легендарные ученые, уникальные эксперты в различных областях права. Гости Форума обсудили различные проблемы в сфере права, финансов, бизнеса, искусства и законотворчества.